|
|
|
|
Последние темы
|
|
|
|
|
|
Автор блога: IlfaCulinarium Vitae: Кутья
Текущий рейтинг темы: Нет
Ilfa
Долгожитель форума
Откуда: United Kingdom Всего сообщений: 16292 Рейтинг пользователя: 193
|
NEW! Сообщение отправлено: 10 марта 2009 16:31
Я не была на похоронах. Сдавала письменный экзамен по русскому языку и литературе "Образ Руси в поэме Гоголя Мертвые души", получив в последствии первую в своей жизни тройку за сочинение. Не перечитывала свои неровные строчки на предмет грамматических ошибок, сдала неполностью заполненные листки экзаменатору и вышла из аудитории. Там, куда я пришла полчаса спустя, угрюмо курили в подъезде мужчины, а женщины сидели за длинным столом в черных платочках с красными глазами. Посередине, в центре стола перед пиалкой, с нетронутым вареным рисом, который женщины называли новым для меня словом "кутья", и тоже в черном платочке, сидела моя младшая сестра Вера, с бледным, без единой кровинки лицом, сухими глазами, и отрешенно смотрела на стол, уставленный странными невкусными блюдами. Были там, помимо кутьи, овсяный кисель, который я ненавидела с детства, и блины, маленькие, круглые, толстые и... противные на вкус. Совсем на такие, какими их делала моя тётя Галя, большими и тоненькими, почти прозрачными, и такими вкусными, что я готова была оставаться у них ночевать хоть каждую субботу не столько для того, чтобы быть рядом с любимой сестрой, сколько для того, чтобы поесть на завтрак тех восхитительных блинов, которые никто ТАК печь больше не умел. Я не хотела есть ни блины, ни кутью, хоть женщины в черных платочках мне говорили, что я должна "за упокой". В комнате было влажно от слёз и душно от запаха восковых свечек, я взяла за руку маленького Олежку, и мы вышли на улицу.
К подъезду подъехал автобус с черной полоской. Из него молча выходили другие угрюмые мужчины, и женщины в черных платочках, и трое мальчишек, младший - возрасте нашего Олежки. Партия вторых в одном подъезде похорон вернулась с кладбища, выходя из катафалка, люди мыли руки у подъезда и поднямались вверх по лестницам к поминальному стол тремя этажами выше нашего, чтобы есть там свои блины и другую кутью. Пять сирот в тот день к еде не прикоснулись. Что, интересно, ел водитель жигулей, отнявший у них двух матерей?.. | | |
Ludmilla
Долгожитель форума
Всего сообщений: 4984 Рейтинг пользователя: 202
|
NEW! Сообщение отправлено: 10 марта 2009 16:50
Танька.... Это странный обычай, непонятный, ну, то есть, понятно, что он из старины, но сейчас его большей частью исполняют по привычке и, думаю, он уже и не имеет особого смысла....
Но она при том вкусная должна быть...
Цитата: Кутья, коливо, канун (рум. colivă, серб. кољиво, укр. кутя) — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды»). Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце ее, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
У восточных и западных славян кутью обязательно варят в канун Рождества, Нового года и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья (перед Новым годом), Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением), у русских кутейником называют Рождественский сочельник. «На кутью» у восточных славян приглашали Мороз, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.
Также кутья благословляется в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда великомученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 году во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Известны гадания с рождественской кутьей.
Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался kollyba, и в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.
На всех похоронах, где я была, тоже была невкусная рисовая каша и блины... Овсяного киселя не было. | | |
|
|
|
|