Впервые аджику мне удалось попробовать в юности, когда мы с друзьями отправились в лыжный поход. Вроде как знойная южная аджика и лыжники в заснеженной средней полосе – понятия взаимоисключающее, а вот оказалось, что нет. Каждый из участников похода тащил в рюкзаке часть коллективного сухого пайка, а одному парнишке поручили сухарей насушить на всю группу. В его семье к февралю еще не истощились запасы аджики, привезенной из летнего отпуска в Сухуми. И когда этот парень сушил сухари для похода, он их решил аджикой намазать – почему – мне теперь, спустя много лет, лишь гадать остается.
Одна из моих нынешних версий того поступка в том, что у парня за несколько месяцев после летнего отпуска в Абхазии атрофировался вкус ко всему, в чем аджики не добавлялось. Вторая версия (учитывая вредный характер сушильщика сухарей) заключается в том, что остальные участники похода, не приученные к острым сухарям, их есть не стали бы, соответственно – ему больше всех сухарей бы досталось (а какие аппетиты у молодежи в походах, тем более, зимних, я думаю, рассказывать здесь не надо). Третья версия более гуманная: изготовитель «пикантных сухариков» (так он их сам называл) хотел и нас приучить к этому чуду абхазской кулинарии.
Первые два дня похода с тем парнем мало кто разговаривал. Всем хотелось сухариков – не «пикантных», а обыкновенных, без жуткого привкуса, щипающего язык. И всем очень хотелось пить. Ведь аджика – это что? Соль, в первую очередь. Говорят, что абхазские чабаны несли с собой соль в горы, где они пасли овец, чтобы их там кормить. От соли животные тоже хотят пить и потому потребляют больше воды и корма, благодаря чему быстрее набирают вес. Но соль стоила дорого, и потому хозяева отар к ней перец примешивали, чтобы чабаны не воровали ее. А чабаны эту смесь как приправу использовали, добавляя в нее пряности типа кинзы, хмелей-сунелей и чеснок. Стали звать эту смесь потом вроде «аджиктцатца», то есть «соль, перетёртая с чем-то». Животных аджикой вряд ли кормили, а вот людям понравилось, даже нам, вдалеке от Абхазии, в снежных равнинах средней полосы, спустя еще пару дней в походе, «пикантные сухарики» очень даже по вкусу пришлись.
Да, аджику стали продавать потом, расфасованную в баночках, в гастрономах. Однако те, кто ее покупал на юге (или хотя бы у грузинских продавцов на рынке), от магазинной только нос воротили: не тот продукт. Только на юге (в Абхазии, в Грузии) знают, как аджику правильно делать, пусть состав ее, в общем-то, совсем не сложный: перец, соль, чеснок, кинза, хмели-сунели… |