В гомеровское время обычно ели два раза в день - в полдень и после захода солнца. Иногда устраивали обеды в складчину. Уже тогда обеды обычно сопровождали музыкой и пением, для чего приглашали аэдов.
Обычаи и правила пиров были просты: рабыни омывали руки гостей над специальной лоханью, после еды столы убирались и совершалось возлияние, затем вино из кратеров разливали киафом по чашам.
Гомер говорит о различных видах мясных продуктов, овощей, приправ, напитков, а также о том, что уже существовал обычай разбавлять вино.
В исторические времена формируются разные вкусовые пристрастия в отдельных греческих государствах (у спартанцев, сицилийских греков (например, сибаритов), афинян и т.д.).
Жители Аттики славились своей умеренностью и обычно питались трижды в день: это были
акратисма (утренняя закуска из хлеба и вина),
аристон (собственно завтрак из холодных, а иногда и горячих блюд),
дейпнон (обед, который проходил обычно вечером). Вторая часть дейпнона называлась
симпосион (попойка), который мог устраиваться и отдельно от основного пиршества.
Молодежь любила устраивать обеды в складчину. Хозяин дома составлял список приглашенных, но каждый гость имел право привести с собой еще одного незванного (постепенно появляются даже "профессиональные параситы", переходящие с обеда на обед; по-гречески, а позже и по-латыни, они назывались "тенью"). У пришедших гостей рабы снимали обувь и омывали ноги. Затем гости располагались в триклиноне (столовой с тремя клине) на ложах по два или по три человека на местах, указанных хозяином, в зависимости от статуса. Обычай возлежать за столом распространяется в Греции еще до Греко-Персидских войн и только спартанцы и критяне сохраняют древнюю традицию обедать сидя. Пищу брали руками с общего блюда, поэтому во время обеда подавали специальные полотенца или хлебный мякиш для очищения рук (ложки использовали только для жидких блюд, ножи - для разрезания хлеба и мяса).
Последовательность праздничного обеда: подавалось несколько перемен блюд без вина, затем омывали руки, произносили тосты в честь Доброго демона или за здоровье хозяина, совершали общее возлияние неразбавленным вином в честь Олимпийских богов, героев и Зевса Охранителя, исполняли пэан, потом подавался десерт, за ним следовал симпосион, от которого и пошло у греков общее название обеда.
Основные продукты и блюда афинской кухни:
- хлебные (хлеб пресный, квасной, пшеничный худшего и лучшего сорта; каша из ячменя; пироги с начинкой из творога);
- овощные (салат, капуста, грибы, мальва, маслины, каперсы, бобы, горох);
- мясные (мясо домашних и диких животных, в качестве деликатеса - заяц, серый и обыкновенный дрозд; из мяса, крупы и специй делали колбасы; соленое и копченое мясо напоминало ветчину);
- рыбные и морепродукты (пресноводный угорь из Копаидского озера, раки, морские рыбы и черепахи, устрицы, морские полипы, морские ежи, различные съедобные улитки; использовался специфический рыбный соус гарон);
- фрукты (яблоки, гранаты, груши, смоквы, финики).
В качестве десерта подавали: сыр, маслины, сушеные и свежие смоквы, орехи, миндаль, каштаны, различные пирожки (с сыром, маком, медом, кунжутом) и соль или тмин для возбуждения жажды перед симпосиумом.
Способы приготовления пищи были различны: варка, жаренье, копчение, соление, маринование. Пир обслуживали повар, виночерпии и рабы хозяина.